Меню
16+

Общественно-политическое издание «Городское время»

13.03.2013 17:04 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Рай - не географическое место, а духовное состояние

Автор: Ольга САВИЦКАЯ
Начало года ознаменовано традиционной встречей с протоиереем Василием Вольским, настоятелем полярнозоринской Свято-Троицкой церкви. И в рубрике «О духовном» мы продолжаем рассказывать читателям о вере, Боге, о душе, об отношениях между Творцом и человеком.

Беседуя, мы вспомнили, что больше месяца назад Православная Церковь отпраздновала Крещение.

- Произошли какие-то изменения в сознании людей в вопросах религии? Как сейчас люди относятся к Таинству Крещения?

- Изменения есть. Например, обратил внимание, что крестные стали относиться более ответственно к Крещению, даже с некоторой опаской…

- Почему?

- Понимают, какую ответственность возлагают на себя в отношении крестника, причем, нередко опасаются быть крестными «специалисты» в духовной жизни – верующие и живущие по заповедям Божиим. Зная духовное состояние семьи, в которой хотят крестить ребенка, они не уверены в том, что смогут оказать благотворное влияние на духовную жизнь ребенка, если его родители равнодушны к вопросам веры.

Другой момент… Некоторые из приходящих на огласительные беседы уже имеют представление о том, что нужно знать и как готовиться к Таинству Крещения. А есть и подготовленные: знают «Символ веры», «Отче наш», другие, то есть с уже определенной базой знаний, необходимых для каждого христианина.

- У вас дети есть? – спрашиваю на согласительных беседах будущих крестных.

- Есть! – отвечают.

 - А вы воспитываете своих детей в религиозном плане?

Молчат… Значит, люди берутся за религиозное воспитание другого ребенка, не воспитав своих. Абсурд! Как я обращусь за помощью к репетитору по математике, который не знает таблицу умножения, или к репетитору по музыке, который не знает нотной грамоты? А крестный – это репетитор на всю жизнь! Он духовный наставник!

Или приезжают из Кандалакши с желанием крестить детей, но без крестного. Кому мы будем вручать ребенка? Ведь крестный – это тот, кому Церковь вручает ребенка для духовного окормления и руководства, потому как сам ребенок пока не в состоянии давать какие-либо обеты.

Поэтому начните приближаться к Богу, и тогда другие за вами потянутся. Вспомните Серафима Саровского, который говорил: «Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя!»

- Говоря о спасении, мы имеем в виду связь человека и Бога. А на чем зиждется эта связь?

- На отношениях доверия, искренности и любви. Не должно быть лукавства. Человек должен открыться перед Богом во всем своем несовершенстве, а вначале – откинуть всякое самооправдание, которое только мешает. Почему-то мы занимаемся чем угодно, но только не духовной жизнью, только не основными вопросами человеческого бытия. Ведь человек отличается от всех творений тем, что у него есть духовная жизнь. Кроме души и тела в человеке заложен еще и дух – высшая часть души (совесть, жажда Бога, богообщение). Еще Апостол Павел говорил: «Пусть дух, душа и тело сохранятся непорочными в вас во Второе Пришествие Господне!»

А если эти вопросы не интересуют человека, то, значит, он не человек! Ведь душевная сфера есть и у животных. Например, творчество присутствует у ласточки, вьющей гнездо, или у прекрасно поющего соловья.  Животный мир умеет радоваться, печалиться, быть благодарным. Но мы же люди!

Самое большое препятствие между нами и Богом – это самооправдание.

Бог пришел спасти грешников. Человек должен честно, объективно посмотреть на себя. Для этого у него есть совесть. Высшим благом и высшим чудом для человека является возможность увидеть в себе грехи! А, увидев их, он ужаснется, и ему потребуется действительно помощь Спасителя. Потому как самому человеку не по силам выкарабкаться из этого болота.

- А если человек не видит свои грехи?

- Тогда, конечно, спасать его не от чего… С сожалением дополню, что ни один из взрослых, кто крестился в нашем храме за время моего служения, не стал членом Церкви в полном смысле. То есть духовную жизнь они не ведут. Поэтому, если человек не имеет намерение развиваться в этом направлении, нужно хорошо подумать: на самом ли деле вы хотите креститься и готовы ли вы изменить свою жизнь? Нужен ли вам Христос и Царство Небесное? Хотите ли вы участвовать в жизни Святой Троицы, во имя Которой креститесь?

Сегодня представлены все возможности для тех, кто стремится к духовной жизни. Во-первых, огромное количество издаваемой литературы, во-вторых, круглосуточные телевизионные каналы «Союз», «Радость моя» и другие. В нашем храме есть также библиотека, работают воскресные школы для детей и взрослых. Возникают вопросы – приходите на огласительные беседы. Вы можете прийти и на дни открытых дверей, которые организованы для вас.

Кстати, читая Священное Писание, обратил в этом году внимание на то, что Иоанн Предтеча говорит о двух видах Крещения: «Я совершаю Крещение водою, но идет Тот, Кто будет вас крестить Духом и огнем…» Крещение водой – это символическое очищение, Христово же Крещение – это Крещение Духом и огнем, преображающим  природу человека, огонь – это Божественная любовь, воспламеняющая сердце человека любовью к Богу, но без покаяния невозможно принять этот Огонь. А Крещение Духом Святым дается тому, кто ищет истину… Замечу, что благодать дает не священник, благодать дает Бог! И подается она при определенных условиях, а не механически.

Любовь была, есть и будет!

Увидеть себя во всей «красе» — это, на самом деле, очень страшно! Но большинство из нас и не задумывается, почему так живет.

- Можно ли разделить людей на осознающих и не ведающих о своих грехах?

- Есть вольные грехи, когда человек совершает их по своей воле. Есть грехи, совершенные по неведению. Но если есть совесть (а совесть – это голос Божий), то она должна подсказать искреннему и честному человеку путь истинный. Опять же, совесть должна питаться Духом Божиим — изолированной от Бога она жить не может!

- Для чего же даются искушения, испытания?

-  Чтобы человек получил опыт…

- Но те, кто «сдает экзамены», могут проходить одни и те же испытания по нескольку раз. Человек раскаивается, делает вывод, но со временем вновь совершает ошибку — наступает на те же грабли. Почему такое происходит?

- Значит, нет покаяния! Ведь покаяться – значит, переменить свою жизнь и больше не возвращаться к прошлому. Конечно, в силу удобопреклонности нашей падшей человеческой природы ко греху происходят потери, но если есть намерения и жизненный вектор устремлен в Небо, если человек искренне просит, Господь посылает ему помощь! К подножию Креста Господа мы можем принести только наше покаяние и только наши грехи.

- Всегда считала, что Бог есть любовь! Почему некоторые верующие считают, что любовь эта исчезла около 2 000 лет назад, на Голгофе, где распяли Иисуса Христа?

- Изречение имеет место…  Дело в том, что существуют разные мнения об Искуплении, о том, что совершил Христос в Своей жизни. Есть юридическая теория, сформулированная западным богословом Ансельмом Кентерберийским: Христос принес выкуп своей смертью. В силу грехопадения невозможно было общение с Богом, и все мы были обречены на вечную смерть. Но безгрешный Христос умирает за людей, осуществляя тем самым выкуп. Теория говорит об изменениях отношений между Богом и человеком, но она не учитывает изменения самого человека.

Но есть и другая теория – нравственная, которая считает, что Христос принес себя в жертву на кресте, чтобы люди, видя эти мучения, ужаснулись смерти Человека «с большой буквы». Пример Христа как совершенного человека одушевит людей, в чьих сердцах возникнет ответная любовь к Богу и желание воссоединиться с Ним.

Однако в жизни человеческой было и есть много достойных примеров, возможно, по силе не таких высоких, но, тем не менее, значимых. Например, подвиги Александра Матросова, Анатолия Бредова – это примеры самопожертвования. Но подобных примеров из жизни недостаточно для того, чтобы человек изменился. Таким образом, человеческая природа не исцеляется, потому что своими силами, без Бога спастись невозможно!

И, наконец, православная, так называемая «органическая» теория, которая связана с нашим организмом. Грех она рассматривает как болезнь человеческой природы. Причем, на всех уровнях: физиологическом, душевном, духовном. Тогда объясняется и смысл Жертвы Христовой как исцеление нашей природы по мере приобщения ко Христу. Именно тогда происходит наше обожение, возвращение в естественное состояние.

Вспомним пребывающих в естественном состоянии Сергия Радонежского и Серафима Саровского, которым подчинялись медведи, святые читали мысли людей и видели будущее. Для них не существовало категории времени. Они находились в вечности, в состоянии обожения. Ведь рай – это не географическое место, а духовное состояние! Именно состояние обожения возвращает нас в рай. Поэтому любовь Божия неуничтожима! Это вечное Божественное свойство, которое так же вечно, как и Бог!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

31