Меню
16+

Общественно-политическое издание «Городское время»

25.04.2013 16:17 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Как проводилась процедура межевания?

Прокуратура города Полярные Зори провела проверку процедуры межевания земельных участков, выполненного в свое время администрацией города. Напомним, что в № 9 газеты «Городское время» от 14.03.2013 г. была опубликована статья, в которой председатель городского Совета депутатов Валерий Исаков обратился к прокурору города с предложением провести проверку, а о результатах сообщить на страницах нашей газеты. Поскольку указанная проблема затронула интересы большого количества населения, то прокурор города Евгений Ботвенко пообещал предоставить необходимую информацию СМИ.

О результатах рассказывает помощник прокурора г. Полярные Зори Елена Евгеньевна Пономарева. 

- В ходе проверки было установлено следующее. В 1990-х годах произошла передача земельных участков и жилого фонда городских предприятий муниципалитету. Так, согласно постановлению администрации города Полярные Зори № 151 от 28 мая 1993 года, из земель Кольской атомной станции были изъяты земельные участки под жилым фондом ММПОЖКХ общей площадью 317 млн 350 кв. м в соответствии с приложением. На момент передачи в приложении содержались данные об общей площади земельных участков, почтовые адреса объектов, в том числе многоквартирных домов, расположенных на этих участках. 30 октября 2001 года был введен в действие Земельный кодекс РФ, основанный на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов и муниципальных образований. В 2002 году 20 января вступил в силу закон о разграничении собственности на землю, которым были определены правовые основы разграничений государственной собственности на землю. В соответствии со статьей 2 ФЗ № 101 право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием государственной регистрации являются акты Правительства РФ об утверждении перечня земельных участков. Постановлением Правительства России № 140 от 4 марта 2002 года были утверждены Правила подготовки согласования перечня земельных участков. В соответствии с п. 10 данных Правил органы местного самоуправления направляют в территориальные органы Министерства имущественных отношений РФ сведения о земельных участках с предложениями о внесении их в перечень земельных участков, на которых, соответственно, у муниципалитетов возникает право собственности. В соответствии с пунктами 11 и 12 Правил территориальные органы Министерства имущественных отношений РФ совместно с территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ рассматривают указанные в пункте 10 настоящих Правил сведения и в двухмесячный срок со дня их получения направляют документы в Министерство имущественных отношений РФ для внесения участков в перечень земельных участков, на которые, соответственно, у муниципального образования возникает право собственности. Министерство имущественных отношений РФ в течение трех месяцев со дня получения сведений подготавливают перечни земельных участков. Затем эти перечни направляются в органы местного самоуправления на согласование. Органы местного самоуправления согласовывают данные перечни земельных участков в двухмесячный срок. Министерство имущественных отношений в течение трех месяцев со дня получения согласования данных перечней направляет их для утверждения в Правительство РФ. И вот наконец подходим к этапу, когда распоряжением Правительства РФ № 1601-Р от 5 октября 2005 года был утвержден перечень земельных участков, расположенных на территории Мурманской области в границах муниципального образования г. Полярные Зори, на которое у муниципального образования возникает право собственности. В этот период в соответствии со статьей 1 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с 1 марта 2005 года вступает в силу Жилищный кодекс РФ. Согласно части 1 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общедолевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома. Данная норма согласуется также с принципом Земельного кодекса РФ, которым устанавливается единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Фактически, собственники помещений дома становятся и собственниками земельных участков под этими многоквартирными домами, а также объектов недвижимого имущества, входящих в состав такого дома. В итоге с момента введения Жилищного кодекса РФ муниципальное образование г. Полярные Зори утрачивает правовые основания для государственной регистрации права собственности на земельные участки под многоквартирными домами, поскольку начиная с 1991 года жилые помещения в домах активно приватизируются гражданами.

Согласно части 2 статьи 16 вводного Закона, земельный участок и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформированные до введения в действие Жилищного кодекса РФ, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, переходят бесплатно в общедолевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, то тогда на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общедолевую собственность собственников жилья в многоквартирном доме. То есть для бесплатного перехода земельных участков в общедолевую собственность необходимы два условия, чтобы участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет.

Конституционный суд РФ (постановление от 28 мая 2010 года) определил, что впредь обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме (в том числе  не уполномоченного на то общим собранием собственников в этом доме) в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка. То есть любой собственник жилого помещения может обратиться с заявлением о формировании.

 Что такое формирование?

Проведение работ по формированию земельных участков включает в себя выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного учета сведения о таком земельном участке: вид объекта недвижимости, кадастровый номер, дата его внесения в кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка (Федеральный закон № 221 от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости»). Отмечу, что по состоянию на 1 марта 2005 года на момент введения Жилищного кодекса РФ земельные участки на территории муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией, на которых расположены многоквартирные дома, были поставлены на кадастровый учет как ранее учтенные. Площадь земельных участков была установлена в соответствии с инвентаризацией земель и являлась декларированной. При этом точное местоположение границ данных земельных участков не было определено. Вид права значился как государственная собственность.

 Что считается ранее учтенными земельными участками?

Это земельные участки, в отношении которых кадастровый учет проводился до вступления в силу Федерального закона № 28 от 2 января 2000 года «О государственном земельном кадастре». Таким образом, по состоянию на 1 марта 2005 года процедура формирования земельных участков под многоквартирными домами не была полностью завершена. Требовалось определить точное местоположение границ. В связи с этим в 2009-2010 годы администрация города Полярные Зори заключила муниципальные контракты на проведение землеустроительных работ. Обязанность по формированию земельных участков лежит на администрации города. На выполнение муниципальных контрактов администрации города выделялись субсидии.

 Не согласны? Обращайтесь в суд!

В соответствии с частью 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объекта недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. А также нарушать иные требования, установленные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами. Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общедолевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме бесплатно, определяется в зависимости от площади, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также с учетом прилегающих к ним территорий, необходимых для обеспечения функционального обслуживания, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания в доме. При этом также должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих земель, а также владельцев, расположенных в иных зданиях, строениях и сооружениях. Также в соответствии с частью 1 статьи 39 ФЗ № 221 местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее – согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В ходе проверки нарушений требований градостроительного и земельного законодательства при определении местоположения границ земельных участков не выявлено. При этом, учитывая положение статьи 3.1 № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в случае, если смежные земельные участки находятся в муниципальной и государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненно наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления. В случае, если смежные земельные участки предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ № 221.

В связи с тем, что на момент проведения землеустроительных работ земельные участки находились в государственной собственности до ее разграничения, согласование местоположения границ таких земельных участков осуществлялось органом местного самоуправления, согласование данного вопроса с собственниками жилых помещений многоквартирных домов в данном случае не требовалось. Таким образом, нарушений при проведении процедуры согласования границ земельных участков допущено не было.

В случае несогласия с результатами землеустроительных работ собственники помещений в многоквартирных домах вправе обратиться с соответствующими заявлениями в суд. Спор по данному вопросу будет решаться в отношении каждого земельного участка в индивидуальном порядке с учетом мнения остальных собственников помещений дома.

Решением суда могут быть установлены новые границы земельного участка, что будет являться основанием для изменения сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости. Вместе с тем разъясняю, что информацию о земельных участках, расположенных на территории муниципального образования г. Полярные Зори, можно найти на общедоступном портале: http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline.

В ходе проведенных прокуратурой города мероприятий нарушений в сфере земельного, градостроительного, жилищного законодательства при проведении межевания земельных участков под многоквартирными домами не выявлено.  В связи с важностью данного вопроса, он остается на контроле в прокуратуре города.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

110