Меню
16+

Общественно-политическое издание «Городское время»

14.11.2014 14:54 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 (921) от 06.11.2014 г.

Делай, читай, молись или думай!

Автор: Ольга Савицкая

«Бог иногда кладет нас на лопатки, чтобы мы наконец-то посмотрели в небо»!

Почему у одного потеря кошелька вызывает радость, а у другого – уныние, если даже в нем находилось всего лишь 10 рублей? Кто-то объяснит, мол, один – оптимист и все познает в сравнении, а второй, возможно, и не пессимист, но беден и от этого несчастен, да и к различным трудностям относится болезненно, при их возникновении опускает руки.


Все дело в нашем отношении к проблемам или скорбям (как называет их Церковь). Ведь реальная жизнь не усеяна розами – в ней неизбежны страдания. Болезни, смерти, несчастья никто не отменял! Но как же здесь не вспомнить поговорку, что Бог не дает не по силам. А преодоление трудностей – это, прежде всего, преодоление себя, своего эгоизма, а значит, приближения к любви и милосердию. Но на то мы и люди, чтобы поддаваться позитивным или негативным эмоциям!


«В иерархии страстей печаль идет после гнева…» — констатирует настоятель Свято-Троицкой церкви протоиерей Василий Вольский.
И догадливый читатель понимает, что в нашей традиционной рубрике речь пойдет о печали.

Червоточина в сердце...
В предыдущих беседах мы говорили о человеческих страстях: чревоугодии, блуде, сребролюбии, гневе… И последний из них приводит именно к печали.
- Потому что после гнева человеку становится стыдно, — поясняет протоиерей Василий Вольский, — а стыд вызывает печаль…
- И уныние?
- Хотя печаль и уныние – схожи, но они разнятся… Ведь печаль – это несоответствие наших желаний окружающей действительности. А уныние – нежелание что-либо делать для своего спасения.


Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) так определяет печаль: «Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от подвига многотрудной христианской жизни, поползновение сойти с сего поприща. Уклонение от бремени креста – борения со страстями и грехом».


- Как эта страсть проявляется в человеке?
- Например, пост у невоцерковленных людей вызывает печаль. Хотя для христианина это время благоприятно. Пост также вызывает печаль и у неверующих супругов, потому что необходимо воздержание.
Но печаль могут вызывать и грустные события. Скажем, смерть близких, родных… В этой ситуации мы забываем, что Господь есть Любовь и Он забирает человека в самый благоприятный момент его жизни, чтобы каким-то образом спасти. Сам был свидетелем таких случаев – казалось бы, человек — никчемный пьяница, опустившийся… Но Господь забирает его, когда он находится в трезвом сознании (например, не пьет несколько дней). Милость Божия бесконечна!


Депрессию, тревогу называют сегодня чумой ХХI века! Например, преподобный Нил Синайский печаль именует «червем в сердце», потому что страсть эта разъедает изнутри и может даже привести к смерти. Хотя она имеет вполне объяснимую природу: скорбь, слезы – обычная эмоциональная реакция на тяжелые обстоятельства жизни. Такая реакция помогает пережить трудности и в то же время мобилизует человека на борьбу с трудностями.


Настоящая беда начинается, когда эмоции берут верх над человеком. Когда бес печали нашептывает человеку о бессмысленности жизни. Чаще печалью страдают неврастеники – люди, не владеющие собой, у которых всплеск эмоций порой резко сменяется апатией и унынием. И несмотря на то, что я назвал чисто физиологические причины, знатоки человеческих душ, святые отцы считают, что причиной возникновения печали служит сам человек. Причина внутренняя. Так, по статистике, самый высокий процент суицида не в странах третьего мира, а в высокоразвитых! Потому что любой маломальский просчет, неудача могут привести, казалось бы, благополучного человека к срыву, а затем и к более печальным событиям.


Поэтому истинными причинами печали являются упадок веры, неупование на Промысл Божий, утрата смысла жизни, неисповеданные (нераскаянные) грехи…
Проявляется печаль и в стремлении человека к развлечениям (посещает дискотеки, клубы, рестораны, другие увеселительные заведения), к хождению в гости. Люди не могут находиться одни – одиночество их тяготит, они неспособны к созерцательной жизни, не способны мыслить. Все это подтверждает, что человек находится в состоянии печали.


- А есть какие-либо способы избавления от этой страсти?
- Святые отцы советуют благодарить Бога за все и видеть смысл и радость в каждом моменте жизни. Так, любимой молитвой святителя Иоанна Златоуста является «Слава Богу за все!»
Понять, что если Господь и попускает страдания, значит, они нужны, неизбежны и очищают душу, значит, что мы не безнадежны (способны меняться), то есть в отношении нас еще действует небесная педагогика. Так, у святителя Луки (Войно-Ясенецкого) по этому поводу даже книга написана «Я полюбил страдания».


Отмечу также, что Господь иногда попускает нам скорби, чтобы сберечь от большего падения. В этом плане очень верны слова Исаака Ньютона: «Бог иногда кладет нас на лопатки, чтобы мы наконец-то посмотрели в небо!»
Что еще? Отказаться от лени, праздности, потому как они близкие родственники печали. Так, преподобный Ефрем Сирин пишет: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Делай, читай, молись или думай! Потому что лень (праздность) может довести человека до полного застоя как в духовной, так и в физической жизни.

Нет пищи для души?!
- В начале беседы мы упомянули еще и уныние… И Вы сказали, что эти страсти разнятся?
- Да. Казалось бы, печаль и уныние связаны, но они отличаются друг от друга. Можно сказать, что вначале человеком овладевает печаль, а потом уже уныние. И если первая не уврачуется, то ее заменяет второе — хроническое «заболевание» — уныние.


Вспомним 90 псалом «Живый в помощи…», в котором есть слова «… от сряща и беса полуденнаго». Святитель Афанасий Великий «бесом полуденным» называет «духа лености», а святые отцы считают также, что уныние – это нежелание что-либо делать для своего спасения!


- Как проявляется уныние?
- Вернемся к святителю Игнатию (Брянчанинову), вернее, к его определению страсти уныния: «Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного молитвенного правила. Потеря памяти о Боге. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение плоти сном, лежанием и всякого рода негой.

Искание беструдного спасения. Перехождение с места на место с целью избежать тягот и лишений. Частые прогулки и посещения друзей. Празднословие. Кощунственные высказывания. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние».
Вершина всего – отчаяние. А первое проявление, например, для верующего – нежелание молиться! Нерадивое отношение к духовной жизни, опоздание к церковной службе или опущение церковной службы оптинские старцы расценивают как начинающийся симптом уныния.


- Что нужно делать в таких случаях?
- Поступать как барон Мюнхгаузен – тянуть себя из болота за волосы, то есть принуждать себя к регулярному деланию, не сдаваться и не идти на поводу у лени. Здесь важно и постоянство – пусть будет небольшое молитвенное правило, но постоянное.
Вспомним Священное Писание, в котором есть выражение, означающее в переводе с греческого языка: «Царствие Небесное штурмом берется!»

Причины уныния разные...
Охлаждение может прийти от дел, от развлечений, от разговоров, от сытости, ото сна – от излишеств, которые не насыщают душу.
Самая крайняя степень уныния – это самоубийство. Но надо понимать, что лишение себя жизни проблемы не решает, но сам человек становится для себя самой большой проблемой!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

296