Меню
16+

Общественно-политическое издание «Городское время»

17.04.2014 17:40 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск Архив от 26.09.2014 г.

Рад бы в Рай, да грехи не пускают!

Автор: Ольга САВИЦКАЯ

Великий пост как никогда располагает к откровенному разговору о грехах наших тяжких. Именно в пост хочется проанализировать свою жизнь – «собрать разбросанные камни» — переоценить действия и поступки, подумать о выбранном пути. Но может ли человек пройти этот путь достойно, понимая и сознавая свою слабость, иначе – ущербность? Что или кто мешает ему принимать со смирением все, что выпало на его долю? И не только принимать, но еще и благодарить за испытания. Мы беседуем с настоятелем Свято-Троицкой церкви, протоиереем Василием Вольским о грехах человеческих, о силе и бессилии, о борьбе с пороками и страстями...

Причина падения – гордость!
Задумайтесь: в церковном календаре 220 дней в году постные. Практически, 2/3 календарного срока верующие находятся в посте и воздержании. Почему Церковь уделяет такое большое значение посту? Потому что пост воспитывает волю и подчиняет ее духу. А сильному духом проще справляться с искушениями, которых полно в жизни.
- Что такое грех?
- Это нарушение воли Божией… — говорит протоиерей Василий Вольский и продолжает, -
грех – это не просто плохой поступок, это состояние души. Это то, что встает стеной между нами и Богом, отделяет нас от Него. Это и то, что отделяет нас друг от друга.
- Возможно ли систематизировать грехи?
- Да. Так, Адам совершил один грех, преступив заповедь Божию о невкушении плодов с древа познания добра и зла. И с преступлением лишь одной заповеди он лишился Рая, общения с Богом, Его видения и слышания. Лишился своего телесного бессмертия, гармоничного пребывания в мире. Человеку стала мстить природа.
Ежедневно и неоднократно нарушая заповеди Божии, мы даже не задумываемся, в каком плачевном состоянии находимся! Хотя знаем, что Адам совершил один грех и чем он за это поплатился.
- Почему первый человек так поступил?
- Причиной падения Адама стала гордость. Он злоупотребил данной Богом свободой! Но если копнуть глубже, то можно ответить словами святителя Григория Богослова: «Адам захотел познать сущность Божию…». А сущность Божия непостижима человеком, который должен был познавать Бога через творение и прославлять Его.
Такая «наследственная порча», вошедшая в природу человека, стала передаваться потомкам Адама. Предрасположенность ко греху – удобопреклонность, падкость – мы наследуем от родителей как генетическое заболевание, присовокупляя личную греховность, которую совершаем вследствие уже своей воли.
- А можно избавиться от «наследственной порчи»?
- Да. Так Матерь Божия победила в себе наследственную греховность личным подвигом. Поэтому она стала избранным сосудом, через который воплотился Спаситель мира — Христос.
Поэтому стратегическая цель земной жизни – это спасение, а ближайшая цель – изживать в себе греховность, бороться со страстями и похотьми. Как пишет апостол Павел: «Распинать свою плоть со страстями и похотьми…» Такая наука называется аскетикой. Слово пришло из Древней Греции, где аскетами называли атлетов. Здесь древние подвижники увидели связь между спортивными упражнениями, достижениями, причем постоянными, и борьбой с грехами.
- Почему мы должны бороться со страстями в земной жизни?
- Потому что, оказавшись в вечности, страсти (наклонности, пороки) мучают душу, вызывают беспокойство. Если в земной жизни страсть может реализоваться через тело, то в мире ином душа мучается не только оттого, что ее терзают пороки, но и от невозможности их удовлетворения (тела-то нет – прим. автора), то есть страсти эти усугубляются и жгут, как огонь. И бороться-то с ними невозможно, потому что отнята воля, и, как пишет преподобный Макарий Египетский, чему человек служил в этой жизни, с тем он и соединяется в будущей жизни. Если человек служил Богу, он соединятся с ангелами, если служил греху – с бесами-мучителями.

Сразу и навсегда!
- Мы постепенно подошли к систематизации грехов…
- В святоотеческой литературе существует классификация страстей, причем одна из них цепляется за другую, создавая неразрывную цепочку. Так, Адам был порабощен через пищу (плоды). Поэтому первая группа страстей – это чревообъядение (чревоугодие). Вторая – любодеяние. Третья – сребролюбие. Четвертая – гнев. Пятая – печаль. Шестая – уныние. Седьмая – тщеславие. Восьмая — гордость.
Страсти еще называют смертными грехами. Из-за обладания хотя бы одной из страстей, не изжив ее в себе, можно лишиться вечности.
Некоторые отцы Церкви говорят о семи страстях… Печаль и уныние объединены в один грех.
Восточные отцы считают уныние самым тяжелым смертным грехом, потому что он выражается в нежелании что-то делать для того, чтобы обрести жизнь вечную.
- Почему уныние? Ведь многие считают, что самый тяжелый грех – это лишение жизни другого человека.
- Потому что убийца может покаяться! Пьяница, проспавшись, может покаяться. А тот, кто не желает своего спасения и ничего для этого не делает, – не спасется!
Мы привыкли считать уныние депрессией, хандрой, меланхолией. Но это не так!
Есть телесные страсти: чревоугодие и блуд. И душевные – сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
Добавил бы еще. Страсти – это извращение естественных человеческих потребностей. И созданы они не Богом. Они не присущи природе человека и противоестественны ей.
Грехи и страсти зиждутся на естественных потребностях человека. Так, на продолжении рода основывается блуд. На потребности в пище и питие – чревоугодие. Гнев ко греху извратился ко гневу к людям. Бережливость, аккуратность переросли в сребролюбие.
- Как бороться с пороками?
- У святителя Феофана Затворника есть советы. Во-первых, возненавидеть — осознать, что страсть — наш враг. Во-вторых, покаяться. Ведь покаяние – не только осознание, но и раскаяние, и решимость не грешить. В-третьих, — осмыслить, что мы немощны и нам не хватает сил бороться с грехом. В-четвертых, — испросить помощи у Бога и принятия от Бога любых вразумлений.
При этом очень важно понимать, что от греха нужно отказаться раз и навсегда – сжигать за собой все мосты сразу. Программа «12 шагов» здесь не поможет!
- Каким образом даются вразумления?
- Если мы горды, то должны принять от Бога попустительство в виде напраслины, которую должны терпеть, клевету, позор. Попадать в неловкие ситуации, в которых будет затронуто наше тщеславие, если мы же на самом деле хотим быть смиренными!
Замечу, что святитель Игнатий Брянчанинов называет нас произвольными грешниками, потому что плывем по течению, грешим, иногда каемся и опять совершаем то же. А Христианство – жизнь против течения!
Важно отметить, что многие из нас не видят своих грехов. Этот факт подтверждает: человек духовно болен, причем тяжело. Поэтому большое значение имеет Таинство исповеди, которое должно восприниматься не как отчет о проделанной работе, а как обличение себя, без самооправдания и сожаления. В исповеди подается не только прощение грехов, но и приходит благодатная помощь Божия для борьбы с ними.

Только с Божией помощью
- Если вернуться ко греху чревоугодия…
- Именно через пищу дьявол поработил человека… Конечно, в самом приеме пищи ничего плохого нет, застолье приветствуется у людей, потому как объединяет, веселит, расслабляет. Люди за столом общаются, что-то обсуждают. В истории Церкви также есть примеры собраний у ранних христиан, которые назывались агапы («вечери любви»). Люди получали душевно-телесную радость от общения. Грех не в пище, а в отношении к ней.
Страсть чревообъядения объединяет несколько грехов. Например, такие как чревобесие (обжорство) и гортанобесие – употребление лакомств, услаждение гортани, вкусовых рецепторов, культ кулинарных изысков и гурманство. Максимально такое уродство достигло в Древнем Риме. У римлян даже были специальные приспособления из птичьих перьев, которые использовали на пирах, чтобы избавить желудок от излишней пищи.
Апостол Павел в Послании к филиппийцам пишет о таких людях: «Их Бог – чрево». Они редко интересуются духовными вопросами, потому что культ пищи не позволяет им помышлять о горнем, о высшем. Как объясняет кто-то из святых: тучные птицы не могут летать! Или сласти рождают страсти.
Этот грех мешает мыслить, молиться, а значит, приблизиться к Богу и держать себя в чистоте.
Проявляется чревоугодие и в пьянстве, курении, наркомании. Так, апостол Павел пишет: «Пьяницы не наследуют Царствия Небесного». Но если о вине в Писании отзываются как положительно, так и отрицательно, то о курении и наркомании речь не ведется, потому что в христианской среде они просто не допустимы! Курящий служит сатане. «Кто курит, тот бесам кадит», — говорят в народе.
- Как бороться с этими бедами?
- Что сказать? Без поддержки близких справиться с такими бедами нельзя. Когда ко мне обращаются с такими вопросами, то в разговоре понимаю, что люди желают, прежде всего, себе избавления. Хотят благополучия и спокойной жизни. Они не могут уже жить с пьяницами, наркоманами. Но если они действительно хотят пользы для поврежденного недугом, то, конечно, им нужно проявить любовь к больному человеку.
Если сам человек искренне хочет избавиться от недуга, то он должен обращаться к Богу, и помощь обязательно придет! В таких случаях не помогает уменьшение дозы, другие послабления. Компромисс с бесом пьянства невозможен. Так говорят святые! Этот демон изгоняется полным воздержанием.
Кстати, в нашем храме есть икона Божьей Матери «Неупиваяемая Чаша»… Ее подарил человек, избавившийся от пьянства.
Приходите в храм, обращайтесь за помощью к Богу. Искренне верьте – помощь придет!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

147