Меню
16+

Общественно-политическое издание «Городское время»

04.07.2014 10:51 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск Архив от 26.09.2014 г.

Корень страсти сребролюбия - маловерие

Автор: Ольга САВИЦКАЯ

Мы должны найти людей, которые после нашей смерти будут молиться за нас, будут молить Бога о нашем спасении...

В рубрике «О духовном» мы продолжаем рассказ о грехах наших тяжких...

Мы беседуем с протоиереем Василием Вольским, настоятелем полярнозоринской Свято-Троицкой церкви, еще об одной непростой и неприятной страсти.
- Что лежит в ее основе? Как она проявляется? И можно ли с нею как-то бороться?
- Мы разбирали плотские страсти: чревоугодие, блуд… А за удовольствия приходится платить, поэтому нельзя не сказать о третьей страсти – о сребролюбии. И в творениях святых отцов в «иерархии» страстей третьей является сребролюбие. Они отмечают также, что сребролюбие проявляется в двух видах: с одной стороны, скупость, жадность, с другой – расточительство, транжирство (безумная трата на развлечения, роскошь, удовлетворение своих потребностей).
Эта страсть являет культ «золотого тельца», который поработил сегодня большинство из нас, став камнем преткновения. Ведь даже во времена атеистические – коммунистические – люди жили духом, несмотря на то, что не были религиозными, проявляли героизм духа. В сложных жизненных ситуациях они надеялись, что все управится, все будет хорошо. А как назвать такую надежду, если не упование на Бога?! И Господь помогал жившим по совести.
Сегодня детей с раннего возраста ориентируют на успех и материальное благополучие. Мол, без денег, без богатства невозможно быть счастливым!

Счастье не в деньгах! А в чем?
- Умные люди понимают, что деньги не главное в жизни! Правда, без них тоже никуда, ведь они в какой-то мере выступают элементом независимости…
- Конечно. Мы существа духовно-материальные…
С одной стороны, тратить жизнь только на то, чтобы заработать деньги – неправильно. С другой, если мы не будем трудиться в поте лица своего, чтобы обрести свой хлеб, то останемся голодными. Должна быть золотая середина. И потом: много ли сегодня людей, которым работа приносит действительно радость, удовлетворение и является смыслом жизни?
А вот святитель Феофан Затворник пишет: «Когда человек сам полностью обеспечивает себя и заботится о себе, тогда Богу в его жизни делать нечего!»
- Как это понимать?
- Бог перестает о человеке заботиться…
А мы в первую очередь должны уповать на Бога. Ведь Господь заботится о нас, видит всякую нужду, потребность нашу. Сужу и по своей семье, и по другим многодетным семьям, которые живут милостью Божией, а не многозаботливостью.
Добавлю, что Священное Писание называет сребролюбие идолопоклонством. Не ошибусь, если скажу, что большинство притч Христа Спасителя связаны с безумием стяжательства.
Христос говорит, что нельзя служить одновременно Богу и маммоне.
- Почему апостол Павел называет этот грех идолослужением?
- Потому что, во-первых, — отвергается вера в Бога. Во-вторых, отвергается любовь к человеку, потому как достаток этот прямо или косвенно связан с попранием чьих-то прав, интересов. А если и не так, то христианин все равно не может получать удовольствие от того, что он самодостаточен и независим в материальном плане, когда другие люди бедствуют.
И третий момент – страсть сребролюбия «привязывает» человека к земле. Не случайно в притче о безумном богаче Господь говорит: «Безумный, в сию ночь душу твою истяжут у тебя».
Удивительное слово «истяжут»… Иначе — вырвут силою, с мукой, а это значит, что переход в мир иной (от жизни к смерти) – выход души из тела – будет очень болезненным. А такой момент пережить придется всем! Он будет тем безболезненнее, чем меньше мы привязаны к этому миру: чем тоньше ниточки, связующие нас с Землей, тем легче.
- А почему так говорят: богатому трудно войти в Царство Небесное, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко?
- Некоторые толкуют это изречение в прямом смысле. Игольные уши – это ворота в Иерусалиме, которые были очень низкими. И когда люди с поклажей и скотом входили в них, то нужно было наклоняться, снимать с верблюдов груз…
Но буквальное толкование образно: сребролюбие отводит человека от духовных ценностей. Душа замещается материализмом, атеизмом, которые выстроены на культе богатства, земного благополучия и т.п. Хотя Христос и апостолы были очень бедны! И во все времена бедных христиан всегда было больше. Да и Церковь всегда жила за счет пожертвований бедных христиан, потому что ее постоянными попечителями являются все-таки люди среднего достатка, в основном пенсионеры.
Господь говорит, что не человек создает богатства… Все, что мы имеем, – это неправедное богатство. Не потому, что мы его украли или как-то добыли неправильным путем, а потому, что оно не наше. А то, что мы имеем, дает Бог! Мы лишь приставники и распорядители.
Поэтому Он говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Иначе мы должны найти людей, которые после нашей смерти будут молиться за нас, будут молить Бога о нашем спасении.
- Но есть люди, которые честно трудятся и работают…
- Конечно. А если человек был бы парализован, то не смог бы ничего сделать! Бог дает нам силы, ум для того чтобы мы, получая блага, делились с другими.

Значит, уповать на Господа?
Понятно: чтобы победить в себе страсть сребролюбия, нужно, прежде всего, верить в Бога. Быть уверенным, что Господь не оставит. А верить в это сложно. И чем слабее вера, тем больше самонадеянности и убежденности возникает у человека. К тому же мешает страх стать нищим, не найти средств к существованию.
- Можно ли победить сребролюбие?
- Непросто. Ведь этой страстью заражены не только богатые, но и бедные, даже нищие…
- А последние-то — каким образом?
- Например, жаждой к накопительству ненужных вещей. Стяжательство или мшелоимство. Интересно происхождение слова «мшелоимство»: оно родственно словам «мох», «мшить» (конопатить). Отсюда понятен и смысл ненужного собирания вещей, которые покрываются мхом.
Сребролюбие поражает и богатых, и бедных. Правда, есть обеспеченные, но не привязанные к богатству. «Богатство аще течет, не прилагайте сердца», — говорит пророк Давид (Пс.61).
В свое время самым богатым человеком в мире был и царь Соломон, который понимал, что высшее благо – это премудрость Божия, и просил у Бога только мудрости.
Поэтому вера в Бога противостоит страсти сребролюбия. «Рука дающего не оскудеет», — говорит Господь. А пророк Давид подтверждает: «Я не видел праведника оставленным, и детей его, просящих хлеба».
- Как понимать изречение: чем больше ты отдашь, тем больше к тебе вернется?
- Могу ответить образно: если ты отдал конфету, то тебе дадут шоколадку, если отдал шоколадку, то тебя наградят коробкой конфет.
Но такое понимание приходит с опытом и постигается, опять же, не упованием на материальный достаток, а верой в Бога.
Те, кто опытно познал и убедился, что Бог есть, они понимают, что законы и принципы, жизни, определенные Священным Писанием, действительно работают! Это не просто отвлеченная теория, это жизнь любого нормального человека.
А наблюдая за жизнью современных людей, вижу обратное, и мне очень жалко молодых, которые крутятся как белка в колесе, завязли в бесконечных кредитах...
- А как иначе?
- Я против кредитов… Меня учили жить по доходам…
- А если нужно приобрести квартиру, ведь надо где-то жить?
- Понятно. Но ясно и то, что лучшие годы жизни уходят у людей на нелюбимую работу, на строительство, евроремонт, благоустройство, охрану. А жить они начинают, лишь приблизившись к пенсионному возрасту, к годам пятидесяти. Они редко занимаются своими детьми, не задумываются о смысле жизни (не говорю уже о духовном аспекте), не читают!
Ведь сегодня среднестатический россиянин тратит на чтение всего 9 минут, а 35 % россиян не имеют в доме ни одной книги.
В последние годы в связи с культом «золотого тельца» наша культура также стала коммерческой, а значит, во многом безнравственной. Люди хотят хлеба и зрелищ!
Или – игромания. Это не только передачи по ТВ, но игровые автоматы, которые вызывают алчность, азарт в человеке, не только разоряют его кошелек, но и развращают душу, приводят к ранней и насильственной смерти.
- Что же делать?
- Верить и уповать на милость Божию. Ведь тех, кто уповает на Бога, искушения тревожат гораздо реже. Часть своего достатка уделять нуждающимся (помогать другим, отчислять средства на какие-либо социальные программы, жертвовать на храм). И не привязываться к Земле.
- Каковы последствия этого греха?
- Отвержение Бога, очерствение души…
Очень хорошо показаны страсти в удивительном произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души». Если изучать эту поэму с христианского точки зрения, то в ней показаны все страсти, описываемые в Евангелии.
Все эти страсти называются смертными грехами потому, что за одну такую страсть, если она порабощает полностью, человек наследует не вечную жизнь, а вечную муку.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

182