Меню
16+

Общественно-политическое издание «Городское время»

19.04.2019 10:43 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 11.04.2019 г.

Под баян у нас поют, грустят, влюбляются...

Творческая судьба Андрея Неклюдова длиною в 35 лет продолжается.

«Ранний месяц в небе выплывает,

У баяна сердце замирает…» — разносится голос Людмилы Зыкиной по всей Тереньге. Люди с удовольствием слушают певицу с ее полнозвучным, мягким меццо-сопрано. Конечно, сельчане не знакомы с музыкальной терминологией — им просто нравится, как она поет русские народные песни: широко, звучно, убедительно.

Вместе со взрослыми внимательно смотрит концерт и мальчуган 3-4-летнего возраста. Он любит слушать. А еще не дают ему покоя эти баянные кнопочки! Все дети как дети — целыми днями пропадают на улице, а у Андрюши глаза горят, когда он осторожно прикасается к инструменту и пытается играть…

— У отца была русская двухрядная маленькая гармошка, на которой он иногда играл, — вспоминает Андрей Неклюдов. — И я потихоньку начал подбирать на ней мелодию песен Зыкиной… Но мне почему-то не хватало клавиш… — улыбается музыкант. — Не понимал, отчего музыка не звучит! Со временем, когда стал настоящим баянистом, дошло: не могло получиться! Все дело в отличии хроматического ряда от диатонического…

Любовью к музыке пронизана вся последующая жизнь нашего героя родом из Ульяновской области. Именно в поселке городского типа Тереньга Тереньгульского района он появился на свет в 1964 году. Кстати, поселение Поволжья — одно из ранних, основанное еще во второй половине XVII века. Когда-то в нем проживало около 50 тысяч человек, сегодня — 5 297 жителей.

— С татарского Тереньга переводится как «яма, углубление», — рассказывает Андрей, — потому как находится она в низине, а вокруг холмы.

То ли отец или дядя (дальний родственник), оба игравшие на гармошке и баяне, повлияли на мальчишку, то ли проявившееся уже в раннем возрасте предназначение, только парень увлекся музыкой не на шутку. Растревожили-таки душу кнопочки баянные!

По утверждению Неклюдова, в детскую музыкальную школу он заглянул случайно. Ему было 12, когда директор Валентин Николаевич Дубцов, увидев парня, пригласил учиться, хотя стоял глубокий октябрь, а занятия начались еще в сентябре. Пригласил и не пожалел! Андрей занимался успешно — помогала хорошая память, да и схватывал все на лету. Родители купили ему тульский баянчик, и увлеченный музыкой ученик чувствовал себя на седьмом небе.

После окончания десятилетки В.Н. Дубцов посоветовал Андрею продолжить обучение в музыкальном училище. Родители были не против. Их устраивало, что в будущем сын может стать преподавателем музыкальной школы по классу баяна или руководителем самодеятельного оркестра русских народных инструментов.

Приехав в Димитровград, он без труда поступил в музучилище, в котором отучился четыре года. Получал стипендию, но, как и большинство студентов, подрабатывал — лишняя копеечка всегда пригодится! Поработал на очном отделении в техникуме, затем баянистом хора русской песни в городском ДК «Восход».

В свои двадцать лет обрел и первое «боевое крещение»: участвовал во Всесоюзном конкурсе баянистов, который проходил в Ульяновске. Более 100 лучших музыкантов из всех союзных республик съехались в область, чтобы поделиться мастерством. С двумя из трех туров, в каждом из которых нужно было исполнить по два разных произведения, Андрей справился на ура, а вот на третьем случилось то, чего никто не ожидал: во время исполнения последнего произведения от баяна оторвался ремень на левой руке! Музыкант мужественно закончил выступление, но лауреатом не стал — получил звание дипломанта. И все-таки попал в десятку сильнейших!

Поступал Андрей и в Казанскую государственную консерваторию – не прошел по конкурсу. Уехал по распределению в село Ундоры Ульяновской области. Правда, проработал он вместо трех обязательных всего лишь год и поступил в Рязанский филиал Московского института культуры. Окончил. А в конце августа 1988-го перебрался на Север. Полярные Зори порекомендовала ему однокурсница Светлана Комарова. Она поговорила с директором ГДК Аллой Ивановной Сергеевой, и Андрею сделали вызов от профкома Кольской АЭС, который тогда возглавлял Владимир Иванович Кашкин. Неклюдов устроился в городской Дворец культуры аккомпаниатором-концертмейстером хора русской песни, созданного когда-то на базе ансамбля «Северяночка». А основала хор Тамара Павловна Попова.

В 2000-м судьба преподнесла Андрею подарок — он сам стал руководить народным коллективом хором русской песни. И понеслась, закружила творческая жизнь…

— Сейчас должность называется не руководитель, а хормейстер, — поправляет меня Андрей. — А еще я аккомпаниатор-концертмейстер.

Кстати, до 2000 года он работал и в ДК, и в детской музыкальной школе г. Полярные Зори.

Его творческий путь длиною в 35 лет измеряется достижениями, которые не пересказать и не перечислить. В кабинете Неклюдова много дипломов, почетных грамот и других наград, а также общие фотоснимки участников хора русской песни. И каждый из них внес частичку своей энергии, желания, мастерства и… души. Ведь люди занимаются одним, общим делом, дружат семьями, дышат одним воздухом, настроены на одну волну.

Коллектив знают не только в Мурманской области, где он выступает один-два раза в месяц, являясь участником различных конкурсов: от городских до областных. Хорошо известен в регионе и преданный своему делу руководитель хора.

— Путешествовали с коллективом много, — делится Андрей. — Самые яркие моменты связаны с зимним выступлением в 1989-м в Москве на ВДНХ и осенним того же года в Узбекистане, в котором находились около 5 дней.

Выступали всегда на подъеме. Грустных моментов не припомню. Только трогательные и незабываемые встречи…

Кстати, музыкальную династию Неклюдовых продолжает родная сестра Андрея, которая младше на 7 лет. Глядя на брата, она окунулась с головой в музыку, причем ей нравился баян, но ее все-таки уговорили учиться игре на домре. Сегодня она работает в музыкальной школе поселка Тереньга. Окончила музучилище в Ульяновске, а затем и консерваторию. Участвует в Международных и Всероссийских конкурсах, у нее отличные результаты!

Трудолюбивый и трудоспособный Андрей будет упрямо идти к цели, чтобы найти правильный звук, тот, который необходим. А если уж нашел, должен запомнить! Он считает: надо работать, а не говорить о том, что хотел бы, то есть не рассчитывать на «если бы да кабы».

— Прежде всего, надо изучать музыкальную грамоту, — считает он, — знать досконально такие предметы, как сольфеджио, элементарная теория, гармония, ведь это основная база музыки. Конечно, можно просто быть хорошим исполнителем, причем играть на любом инструменте, но если не знать основу, то будет очень трудно работать с коллективом, например, с хором, ансамблем. Это будет проблематично!

— Насколько важны для руководителя организаторские способности, умение привлечь певцов достойными песнями, повести за собой?

— В нашем коллективе самая настоящая демократия, — улыбается музыкант. — Не навязываю свой репертуар. Ищем вместе. Для чего петь песни, которые не нравятся?

Творчество должно развиваться в свободном ключе…

Подбираю мелодию, подыскиваю тональность под свой коллектив, потом гармонизирую. Затем сажусь за инструмент и начинаю искать аккомпанемент. Работа скрупулезная, детальная… Потом расписываю партии для каждой группы голосов.

— А сам ты поешь?

— Могу спеть, но еще в училище была проблема с запоминанием слов произведения, она осталась до сих пор — плохо помню песенные тексты.

Открою тайну: на творческом вечере, который состоится в ГДК 27 апреля, музыкант предстанет в новом амплуа — он будет петь! А еще зрители и слушатели узнают много интересных подробностей о творческой деятельности Андрея Неклюдова, в том числе о взаимовыручке и поддержке товарищей по «цеху». Недаром он пригласил на свой юбилей творческие коллективы Мурманской области, с которыми Андрей сотрудничает в течение 30 лет. Так, ансамблям «Забава» из Кандалакши и «Поморье» из Умбы в разное время он помогал в экстремальных ситуациях, когда надо было заменить кого-то из музыкантов или за неделю выучить полуторачасовую программу коллектива, готовившегося к поездке за границу. Ему не понаслышке известна суть слов: сам погибай, а товарища выручай! Кроме того, он участник великолепного и любимого не только полярнозоринцами ансамбля русских народных инструментов «Полярные Зори».

Что еще сказать о человеке-романтике, преданном семье, творческому коллективу? Может, что на первом месте у него стоит любовь к искусству, которая является проводником на пути к совершенству. На втором месте у него семья. Духовное развитие он связывает с музыкой — этот язык знаком и понятен большинству из нас.

У актеров, музыкантов, исполнителей песен и танцев, художников, в общем — у людей искусства нет возрастных ограничений. Они как бы вне времени и даже пространства. Это их смысл, судьба и образ жизни.

— А у тебя? — обращаюсь к Андрею.

— Да, это действительно так! — легко соглашается он. — Творчество не знает границ, видимо, поэтому оно так притягательно… Оно живет внутри тебя, не дает покоя и требует развития.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

30