Меню
16+

Общественно-политическое издание «Городское время»

24.05.2019 16:59 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 09.05.2019 г.

Девчонкам непросто быть солдатами

Русоволосая и сероглазая, совсем еще девчонка, которой летом 1943 года исполнилось 19, в маскировочном халате замерла на толстой и широкой ветке дерева, укрывавшей ее от посторонних глаз. Напряжение невероятное… Девушка поборола страх, успокоилась, сосредоточилась и… выстрелила!

В школе снайперов, находящейся под Москвой, в Подольске, Инесса провела почти год. Туда направили ее в октябре 1943-го. Там же она и военную присягу приняла. После прохождения обучения ее зачислили сначала в 269-й стрелковый полк внутренних

войск НКВД СССР, затем — в 368-ю стрелковую Краснознаменную Печенгскую дивизию.

Самой трудной, но и любимой для Инессы была огневая подготовка. Вместе с другими молодыми женщинами они учились стрелять на различные расстояния: с 1 000 метров — «по станковому пулемету», с 800 метров — «по перебежчику», с 500 метров — «по грудной мишени», с 250 метров — «по стереотрубе». Их также «натаскивали» по

предмету «маскировка», считая, и не без основания: сумеешь хорошо спрятаться — со-

хранишь жизнь!

— Как-то отправили в дозор, — вспоминала Инесса Федоровна Исакова свое обучение в

школе. — Ночь темная, хоть глаз выколи! Вот где испытали ужас, нам было так страшно, что не могли дождаться, когда ночь закончится! А где-то рядом стреляли пушки, гибли солдаты, падали бомбы…

История появления сверхметких стрелков началась в Советском Союзе с 1933 года.

Именно на таких «охотников» рассчитывали в особо важных и ответственных моментах, например, им уделялось особое значение, когда Советская армия переходила в наступление. Снайперы занимались уничтожением лиц командного состава противника, органов наблюдения и связи, подавлением огневых средств врага, другими поставленными командованием задачами.

Во время Великой Отечественной войны в рядах действующей армии находилось от

800 тысяч до миллиона женщин, которые освоили около 20 воинских специальностей. Од-

ной из важнейших была профессия снайпера. Шесть женщин, служивших Родине в этом

качестве, удостоены звания Героя Советского Союза.

И это все о ней...

Как и многие, Инесса в то время вела дневник, куда в свободные от боев минуты заносила

все, что увидела, услышала, пережила. Жаль, что тетрадка та не сохранилась — канула вместе с хозяйкой в небытие. Остались чуть пожелтевшие фото, да память о ней.

Мы сидим в уютной квартире Галины Александровны Фруктовой, для которой Инна была

очень близким человеком. Их дружба зародилась еще в школе № 3 г. Полярные Зори, когда обе учили детей начальной школы.

Напротив нас фото Инессы Федоровны, закрепленное на штендере — небольшом щите,

который с гордостью несут в колонне «Бессмертного полка».

Смотрю на мужественное лицо этой женщины и понимаю: в войну ей помогали сильный характер, решительность и целеустремленность.

— Познакомились мы с ней в 1969 году, — вспоминает Галина Александровна. — Для меня она стала открытием, какой-то находкой! Удивительная женщина, ставшая мне и мамой, и другом, и коллегой. Вместе мы работали, вместе радовались и огорчались — делили все пополам. Дружили семьями…

Величайшей доброты человек наша Инночка, — от воспоминаний в глазах Галины Александровны выступили слезы. — Вот уже двадцать лет, как ее нет с нами, а я помню каждую нашу встречу. Как вместе работали и отмечали праздники, как делились сокровенным. Помню ее помощь и заботу.

В школе ее уважали — фронтовичка! Даже побаивались… А сколько ей пришлось пережить-то! Но она всегда оставалась отзывчивой, понимающей, сердобольной, защищала слабых, умела отстоять и свою точку зрения. Для нашей семьи Инна

стала всем!

Но главное — она любила детей, свою профессию. Помню, как мы трудились с утра до вечера в школе: все обсуждали, изучали методички — дел хватало! Детей училось тогда много: в классе доходило до 50 человек! Город строился, мест не хватало… У Инны был класс «А», у меня — класс «Б».

— Не могу припомнить, чтобы она повышала голос на детей, — добавляет дочь Галины Александровны Ирина, которая училась у Инессы Федоровны. — Всегда сдержанная и… заботливая.

Единственное, о чем жалеет Галина Александровна, это что еще при жизни подруги не узнала у нее подробностей кровопролитной войны, участником которой та была. Стеснялась спрашивать о деталях, а сама Инесса не очень-то любила вспоминать то время, хотя на встречах со школьниками и рассказывала эпизоды отдельных сражений. Да и что говорить — в каждой семье в то время кто-то воевал на фронте, работал не

покладая рук в тылу!

Расспрашиваю женщин, и мы по крупицам создаем образ девушки-снайпера, прошедшей Великую Отечественную и встретившую День Победы 9 мая в Кенигсберге (ныне Калининграде). На счету ефрейтора Инессы Исаковой немало убитых немцев, но особенными стали девять случаев, когда пришлось «убирать» фашистских офицеров. Она имеет заслуженные награды — медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Ушла она из жизни в 1998 году.

В одном из боев Инна получила ранение в ногу, ее отправили в госпиталь. После лечения вернулась в стрелковый полк.

Говорят: у войны не женское лицо! И действительно, трудно было девчонкам становиться

солдатами, которым приходилось убивать. А мужчинам?

«Мужчина, он мог вынести. Он все-таки мужчина. А вот как женщина могла, я сама не знаю. Меня теперь, как только вспомню, ужас охватывает, а тогда все могла: и спала рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела. Отчетливо помню, что на

снегу запах крови какой-то особенно сильный… Вот я говорю, и мне уже плохо… А тогда ничего, тогда все могла. Внучке стала рассказывать, а невестка меня одернула: зачем девочке такое знать? Это, мол, женщина растет… Мать растет… И мне некому рассказать…

Вот так мы их оберегаем, а потом удивляемся, что наши дети о нас мало знают…» (Тамара Михайловна Степанова, сержант, снайпер; из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»).

Почему же тогда и стар и млад, и женщины и мужчины встали на защиту своей страны? Потому что понимали: на карту поставлена жизнь советского государства!

После войны

Инесса Федоровна Исакова родилась 23 июля 1924 года в деревне Торчиха Владимирской

области в крестьянской многодетной семье. В 1941 году окончила среднюю школу, а в 1943 ушла на фронт.

После войны она приехала в Ленинградскую область, где сначала работала учителем, а затем и заведующей Хейненской начальной школой Кексгольмского района Ленинградской области и одновременно обучалась в Гатчинском педучилище.

В один из дней острой болью дало знать ранение в ногу, и Инесса Федоровна вновь попала в госпиталь. Ей сделали повторную операцию. Именно в ленинградском госпитале она познакомилась с будущим супругом Степаном Федотовичем Исаковым. Молодые расписались и уехали в Мурманскую область, в поселок Восточная Губа

— на родину мужа. Здесь она 16 лет проработала учителем начальных классов. У них родилась дочь Надежда.

В 1965 году Инессу Исакову перевели на ту же должность в Нивскую среднюю школу, а в

1969 — в Зашейковскую среднюю школу (ныне это средняя школа № 3 г. Полярные Зори).

В 1978 году Инесса Федоровна вышла на пенсию. Ее педагогический стаж составил 33

года. Она неоднократно награждалась грамотами городского отдела образования и

профсоюза. В 1969-м ей присвоили звание «Отличник народного образования». Она занималась общественной работой – являлась инспектором по охране детства.

Инесса Федоровна была одной из первых, кто начинал работать по новым образовательным программам. В 1971 году разработчик методики преподавания в школе и автор книг об образовании в СССР Владимир Павлович Стрезикозин высоко оценил труд учителя начальных классов Инессы Федоровны Исаковой. Каждый ее урок был

богатым по содержанию, оригинальным по форме и методам обучения. Немалую роль сыграли и ее личные качества: стремление к знаниям, сильная воля, дисциплинированность и, что самое главное, любовь к своему делу, большое желание научить всему детей. Ее уроки называли еще уроками доброты.

Неугомонный педагог участвовала в любом деле, связанном с воспитанием детей, их образованием, культурно-просветительской работой. Ведь в послевоенное время учитель на селе был больше чем учитель!

Она готовила с детьми праздничные концерты, встречалась со школьниками и рассказывала им о Великой Отечественной войне, участницей которой ей

пришлось стать. Даже по выходу на пенсию, в 80-е годы, Инесса Федоровна спешила на встречи с детьми, без которых не представляла себе жизни!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22