Меню
16+

Общественно-политическое издание «Городское время»

04.06.2020 12:40 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 04.06.2020 г.

«Я русский бы выучил только за то...»

Международный день русского языка отмечается в России в день рождения А. С. Пушкина — 6 июня.

Праздник, посвященный родному языку, приобрел ранг государственного в 2011 году. Но и до этого русский язык как коммуникативное средство был значим и необходим. С почетом и уважением относились и к людям, виртуозно владеющим словом. А если вспомнить первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…», то становится понятен глубокий смысл, заложенный в языке.

Точка, запятая и тире...

Слово может «оживить», поддержать и ободрить, но оно же может навредить, обидеть и даже «убить». Поэтому нужно учиться умению употреблять слова. Речь развивается по мере взросления человека. Обучение начинается с детского сада и продолжается в школе, в институте. Главное, чтобы рядом оказался добрый наставник. Таким человеком для многих полярнозоринских школьников стала Эльвира Викторовна Белева. Ее знают многие горожане — не только дети, но и взрослые. Правда, сегодня она находится на заслуженном отдыхе, отдав профессии учителя русского языка и литературы более 40 лет.

— Почему Вы выбрали именно русский язык и литературу? — обращаюсь к ней.

— Любила учиться в школе. Нравились эти предметы, — улыбается собеседница. — Мне был интересен русский язык, который чувствовала сердцем. Кроме того, любила читать. Но в любом тексте всегда выискивала что-то такое, особенное, то, что приглянулось, заинтересовало.

— А кого из любимых писателей, поэтов Вы отметили бы?

— Люблю всю русскую классическую литературу! Александра Сергеевича Пушкина — за легкое перо; Михаила Юрьевича Лермонтова — за глубину, драматизм; Николая Васильевича Гоголя — за меткость, яркость, красочность и колоритность образов. Кстати, именно с Александра Сергеевича и начинается наш современный литературный русский язык.

Почему девчонке из простой семьи (мама — бухгалтер, папа — водитель), родившейся и выросшей на Урале, в Свердловской области, так запали в душу язык и литература? Эльвира Викторовна объясняет это просто: существовала особая тяга к слову. Любила ходить по библиотекам, атмосфера которых притягивала: нравилось гулять между стеллажами и выискивать необыкновенные книги, а дома зачитываться до прихода родителей. Появление взрослых служило сигналом: домашнее задание-то еще не сделано!

— Мама с папой — в дом, я книжку — под подушку! — смеется Эльвира Викторовна.

Русский язык вызывал у нее восторг и удивление: почему в предложении используется именно это слово, насколько оно гармонично звучит или сочетается с другими. А текст?! Ведь в нем столько слов и предложений! А как грамотно он выстроен и как легко читается, что не оторваться! Интересовали не только композиция произведения, но и его содержание, смысл и, обязательно, образность. Особенно притягивало оформление текста, его пунктуация, стилистика. И она с удовольствием разбирала, почему здесь стоит запятая, здесь — двоеточие, а тут — тире.

После успешного освоения школьной программы Эльвира в 1968 году поступает на факультет русского языка и литературы Нижнетагильского государственного педагогического института, который заканчивает в 1972 году.

— Группа институтская была дружной, хорошей, какой-то особенной, — вспоминает наша героиня. — Вместе мы ходили в кино, совместно организовывали различные мероприятия.

Запомнила и преподавателя, по тем временам продвинутого, приобщившего нас к поэзии Серебряного века. Произведения, о которых мы узнали, конечно же, в учебных программах не значились. Педагог организовала что-то наподобие клуба, где мы читали стихи Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Николая Гумилева и других поэтов. Это было здорово! Строчки стихов остались в душе до сих пор, например, Марины Цветаевой.

Эхо стонало, шумела река,

Ливень стучал тяжело,

Луч серебристый

пронзил облака.

Им любовались

мы долго, пока

Солнышко, солнце взошло.

Учу детей — учусь сама...

После окончания педагогического института она попала в небольшой городок Свердловской области, где проработала год в средней школе, а затем вышла замуж и уехала в 1973 году на Север, в Полярные Зори. Устроилась учителем русского языка и литературы в школу № 3, директором которой был Петр Мефодьевич Гребнев, а завучем — Валентина Николаевна Григорьева. Проработав в школе около 10 лет, Эльвира Викторовна перешла в новую, четвертую школу, а затем была приглашена директором гимназии Розой Владимировной Цой на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Ученикам гимназии № 1 Эльвира Викторовна отдала 17 лет.

— Быть учителем сложно?

— Конечно. Слишком много требовательности, и прежде всего к себе, ответственности. Ответственности за действия, поступки и обучение детей. Постоянные переживания за них. А учитывая, что профессия публичная (мы постоянно на виду!), сказала бы: профессия архисложная!

— Помните ли свой первый класс?

— Да. Это был 8 класс. Дети очень хорошие, класс дружный, между нами сразу установилось взаимопонимание. Многие из них сеодня живут и работают в Полярных Зорях.

— Первые ощущения, когда Вы переступили порог класса?

— Волновалась очень… И готовилась к первому уроку, даже перед зеркалом репетировала, — улыбается учитель.

— Преодолели волнение-то?

— Вы знаете, волнение так и осталось! — делится Эльвира Викторовна. — Как только наступает новый учебный год — волнение возвращается вновь. Поэтому концентрировалась для того, чтобы преодолеть его.

Педагогический стаж Белевой составляет 43 года. За свой труд награждена Почетной грамотой губернатора Мурманской области, нагрудным знаком «Отличник просвещения Российской Федерации».

— А если бы Вас вернули в начало пути…

— Ничего не стала бы менять! — улыбнулась Эльвира Викторовна. — И тогда была настроена решительно получить именно эту профессию, и сейчас считаю: все, чем занималась, — мое!

Увлечения юной Эльвиры были разными: она занималась в театральной и танцевальной студиях, увлекалась спортом, много времени отдавала общественной деятельности. Являлась председателем совета дружины школы, позднее — секретарем комсомольской организации, побывала и вожатой младших классов. Отношения с ребятней складывались легко — помогала любовь.

— Когда много и долго общаешься с детьми, это чувство возникает невольно, — размышляет Белева. — Оно открывается не сразу, постепенно… Ведь интересно наблюдать за ними: как растут, развиваются, радуются какому-то открытию, вместе с ними радуешься и ты. Приятно, когда у ребенка что-то получается. Понимаешь и то, что именно ты помог ребенку раскрыться, преодолеть какую-то трудность, переступить через неуверенность.

— А почему тогда учитель, а не воспитатель?

— Потому что для меня важны не только обучение, но и диалог, — подчеркивает педагог. — Диалог между учениками и учителем. Понимание того, что хочет сказать педагог. Понимание и сопереживание.

Например, всегда любила на уроках читать детям вслух отрывки из литературных произведений, причем получали огромное наслаждение от чтения не только дети, но и я сама.

И нередко при чтении произведений в классе стояла полная тишина. Все погружались в то, что слышали. Появлялась эмоциональная близость. И даже молчание после прочтения было обоснованным. В таких случаях эмоции настолько глубоки, что пробивает на слезы. Такое единение и рождает сопереживание.

— Сколько детей Вы выпустили за период работы?

— Семь или восемь выпусков…

— Поделитесь секретами профессионального мастерства?

— Секреты простые: полная самоотдача и погружение в профессию. Любовь к ученикам, а значит, осознание и прощение проступков, проявлений характера, которые не вписываются в общие правила поведения. Иной раз очень сложно найти ключик к сердцу ребенка… Сложно оставаться человеком в любой и не самой приятной ситуации. Но это необходимо.

— Почему человек должен знать свой язык?

— Правильная и чистая речь способна на многое: она позволяет выразить чувства и мысли, а язык создает основу для взаимопонимания, он связывает людей. Доносит то, о чем мы говорим. Важны и точность языка, и его образность, яркость.

Не хотелось бы, чтобы его богатство заменялось скудностью — жаргонизмами, сленгами и непонятными выражениями, которые коробят.

— А были в вашей практике смешные моменты, связанные с русским языком?

— Конечно. Когда дети учатся самостоятельно писать, бывают всякие курьезы…

Стилистика языка трудна, но она очень важна для детей, ведь научить выражать мысли — большой и кропотливый труд. Когда мы писали сочинения, опять же, было интересно наблюдать за ребятами, ведь каждый из них по мере овладения навыками письма приобретал свой подход, стиль, авторский почерк. Сочинения были разными, любопытными, но уже тогда в каждой работе просматривался характер пишущего, прослеживалась его индивидуальность.

Умение выражать свои мысли — это черта образованных людей. И русский язык — отличная база для получения прекрасного образования, которое имеют мои коллеги — учителя русского языка и литературы г. Полярные Зори.

Благодарю их, великих тружеников, за совместную работу, за взаимодействие и помощь!

— А что же это за люди, которые посвятили себя русскому языку и литературе? Какие они?

— Считаю язык основой основ, поэтому те, кто преподает русский язык и литературу, — глубокие, чувствительные люди, потому как обращаются к душе и сердцу не только ребенка, но и каждого из нас! Они не только развивают мышление, но и, если хотите, раскрывают нам глаза на этот прекрасный мир, в котором живем. Освещают путь, заставляют думать и размышлять, анализировать, вдохновляют на творческие изыски, ведь человек создан по образу и подобию Творца.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

114