Меню
16+

Общественно-политическое издание «Городское время»

13.11.2021 14:00 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Говорите с ребенком на языке любви

День логопеда мы отмечаем четырнадцатого ноября. А речью — неоценимым даром свыше — пользуемся всю свою жизнь.

Нет ничего лучше и ничего хуже языка, говорил древнегреческий баснописец Эзоп. Действительно, словами, то есть языком, мы выражаем большую часть своих чувств, общаемся с близкими, делимся знаниями со следующими поколениями. А тем, кого еще в юном возрасте подвел язык, приходят на помощь врачи и педагоги, и один из самых важных людей в этой цепочке – специалист-логопед.

Без логопеда нам никуда

Людмила Павловна Блажченко работает в детском саду № 6 с 1993 года. Сразу после окончания института она приехала из Киева в Полярные Зори и устроилась в «Сказку» воспитателем. В те годы в детских садах не было специалистов-логопедов: дети с нарушениями речи могли получить помощь только в поликлинике, но и самих «пациентов» было меньше: по словам специалиста, речевые расстройства у детей носили скорее функциональные, возрастные особенности, которые к 5-6 годам проходили естественным путем. Но в детском саду № 6 вскоре после открытия появились целых две логопедические группы: для детей с фонетико-фонематическими нарушениями и детей с общим недоразвитием речи. Группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи возглавила Людмила Павловна и трудится в ней по сей день. Другой специалист, Ольга Сергеевна Шумилова, – в логопункте, она ответственна за работу с остальными малышами. Оба логопеда выполняют работу, важность которой трудно переоценить, и помогают друг другу. Рассказать о своих ребятах и особенностях профессии вообще мы попросили Людмилу Павловну – лучшего логопеда нашего города, по отзывам заведующей ДОУ Лилианы Пономаревой.

Людмила Блажченко – специалист высочайшего класса, прекрасный диагност. Лучшие достижения советской логопедической школы сочетаются с ее богатым опытом и отзывчивостью. Людмила Павловна не только помогает ребятам с тяжелыми нарушениями речи благополучно перейти в школу и учиться там наравне со сверстниками; за помощью к ней обращаются и школьники, и взрослые люди, проходящие восстановление после инсульта. Но большую часть времени она отдает все-таки детям – воспитанникам логопедической группы. Работа с ними многогранна и обширна.

Следующая ступень — школа!

– Чем Вы занимаетесь с подопечными, как строится Ваша работа?

– Во-первых, корректируем устную речь, приводим ее в порядок, – отвечает Людмила Блажченко. – Дети дошкольного возраста приходят не только с нарушениями звукопроизношения, но и с нарушениями лексики. Это означает, что у них очень бедный словарь, а также есть проблемы в области лексико-грамматических категорий: ребята неправильно строят предложения и согласовывают слова. Для того, чтобы это исправить, и нужны специалисты-логопеды. В городе Полярные Зори логопедических групп немного: одна работает здесь, в детском саду № 6, другая – в саду № 7, еще одна – в ДОУ «Солнышко». Их число уменьшилось в связи с реорганизацией, когда было принято решение, что десять-двенадцать человек в группе – это слишком мало. Но, на самом деле, если речь идет о детях с тяжелыми нарушениями, то в группе должно быть не более десяти человек.

– Вы заведуете именно такой группой.

– Верно. В нее дети – и не только воспитанники ДОУ № 6 – попадают после прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), и это довольно длительная процедура; при выпуске из детсада специалист составляет характеристику, а ребенок снова проходит ТПМПК, которая устанавливает дальнейший образовательный маршрут. Если у него после нашей работы диагностировано нормальное развитие, он идет в обычный первый класс; если остаются какие-либо нарушения, то на помощь приходит школьный логопед, который курирует ребенка во время обучения в начальных классах: следит за тем, как он произносит звуки, как справляется с чтением и письмом. Ведь с приходом в школу могут возникнуть такие проблемы, как дисграфия и дислексия. Сейчас логопед есть в каждой школе, так предписывают последние рекомендации: каждому ребенку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в школе и детсаду должны предоставить специалистов – логопеда и психолога-дефектолога. Так что мы все вместе продолжаем работу, которая не успела завершиться в детском саду.

Основная задача нашей группы – как раз подготовить ребенка к школе. Но, опять же, все зависит от того, когда ребенок к нам пришел, в каком возрасте, с какими нарушениями. От этого зависит срок коррекционного обучения, который составляет от одного года до трех. Это связано с индивидуальными особенностями организма и характером нарушений, а также с тем, насколько диагноз чисто речевой, так как в последнее время речевые нарушения идут вместе с другими, сопутствующими заболеваниями. Поэтому группа все время обновляется – иногда на 40 %, а иногда и на 60. Нет такого, чтобы мы набрали группу в сентябре и выпустили в том же составе в мае. Если, допустим, мы выпустили 6 детей из десяти, то на будущий год мы возьмем 6 по показаниям.

Мы занимаемся детьми разного уровня речевого развития, но примерно одного возраста – от пяти до шести лет. Сейчас нарушения у детей с каждым годом все тяжелее и тяжелее, и усугубляется все тем, что у ребенка, как правило, не только речевой диагноз. Много детей с задержкой речевого развития, таких, кто в пять лет еще не говорит.

– Чем это обусловлено и каковы сопутствующие диагнозы?

– В основном неврологические. А причины у всех разные – экология, питание, медикаменты, которые принимают матери, наследственный фактор.

От песен до пуговиц

Работа над исправлением нарушений продолжается, можно сказать, с утра до ночи. С восьми до девяти часов утра Людмила Павловна ведет индивидуальные занятия в своем кабинете, с девяти до половины десятого – групповые. Два раза в неделю ребятишки под ее руководством учатся писать буквы, произносить звуки. Также дважды в неделю занятия по лексике – расширяем словарный запас. Раз в неделю компьютерная игра «Логомер» – это специализированная лицензионная программа, которую покупали специально, чтобы помогать изучать звуки, закреплять лексические темы. А вечером воспитатели по заданию логопеда проводят групповые занятия по расширению словарного запаса либо по грамоте.

– В нашей группе два воспитателя, – отзывается о своих коллегах Людмила Блажченко. – Татьяна Васильевна Быкова и в особенности Людмила Васильевна Мазур – наша надежда и опора. Людмила Васильевна сразу видит, когда ребенку во время наших занятий аппликацией или лепкой нужна помощь (у детей с речевыми нарушениями слабая моторика), тихонечко подходит и с ласковой улыбкой помогает ему. Работает с нами молодой специалист –психолог Елизавета Викторовна Крючкова. Кстати сказать, все специалисты в городе, пусть нас и немного, составляют одну команду. Мы устраиваем конкурсы методических пособий, делимся наработками, информацией, почерпнутой на курсах, молодые специалисты приносят свежие теоретические знания. Все мы в одной лодке и делаем одно общее дело. И, конечно, без помощи родителей никак не обойтись. Каждый день им выдают тетрадочки, по которым они видят, чем дети занимались в детском саду, и выполняют домашние задания.

– В вашей группе занимаются старшие дошкольники. А как насчет детей до трех лет?

– Конечно, если у ребенка 3-4 лет есть статус ОВЗ, специалист-логопед на логопункте может начать оказывать ему помощь два раза в неделю, чтобы не терять время. Но когда проблемы очевидны (ребенок не говорит совсем или говорит мало и скудно по сравнению со сверстниками), после консультации логопеда можно ребенка направить на консультацию к неврологу, затем пройти ТПМПК, после чего ему дадут соответствующее заключение, и тогда он сможет получать постоянную необходимую помощь.

– А как установить, насколько серьезно положение?

– Малыш в любом случае должен пройти обследование у невролога, который определяет характер нарушений – органические они либо физиологические. Если выявлены органические нарушения, тогда помощь логопеда и невролога должна оказываться параллельно: медикаментозная терапия всегда хорошо сочетается с коррекцией речи. Ведь врач ставит медицинский диагноз, а педагог – педагогический, например, общее недоразвитие речи (ОНР) первого, второго или третьего уровня.

– Чем они отличаются?

– Первый уровень – когда ребенок не может проговаривать слово целиком, а только часть. Это зависит от того, как ребенок слышит, насколько у него сформированы фонематический слух и артикуляционный аппарат. Дети с ОНР первого уровня в возрасте 3-4-5 лет скорее жестикулируют и лепечут, чем говорят. Дети с ОНР второго уровня могут говорить предложениями, но в них нет согласованности, словарь скуден и ограничен.

Речь детей 5-6 лет с третьим уровнем ОНР почти не отличается от нормальной, но в ней много неправильных окончаний и согласований. Выстраивание логических цепочек и заключений, рассказ по картинке или пересказ для такого ребенка – почти непосильная задача. Речь ребенка с ОНР 4 уровня наиболее близка к норме. Однако даже в самом легком случае требуется много времени, чтобы она выправилась до автоматизма, и малыша не требовалось постоянно поправлять. Многое зависит от родителей, которые занимаются с детьми вне сада – повторяют упражнения на прогулке, поют песни и проговаривают скороговорки по пути домой, нанизывают бусинки на нитку и делают многое другое. К примеру, нашим подопечным, как и детям вообще, очень полезно элементарно зашнуровывать самостоятельно ботинки, расстегивать и застегивать пуговицы, тренируя при этом мелкую моторику и, следовательно, мозг.

– Что же посоветовать родителям для профилактики речевых нарушений детей?

– Каждая мама и каждый папа обязаны помнить, что им необходимо как можно больше общаться со своими детьми, много и часто читать им, вместе и вслух. Никакие видео- и аудиопрограммы не заменят живого общения, в том числе тактильного контакта. Так что рецепт прост: ласковые прикосновения, теплые слова, чтение, беседы. Словом, живое общение со своим чадом и любовь к нему.

Любите ребенка таким, каков он есть – это самое главное!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19