Меню
16+

Общественно-политическое издание «Городское время»

04.11.2021 10:00 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 20.10.2021 г.

Радость в доме - работа «Семьи»!

Здоровая психика и душевный покой — залог счастья детей и их родителей. А призвание детского психолога — помочь им найти к этому счастью правильный путь.

Центр психологической поддержки «Семья» устроен так, что под его крышей специалисты чувствуют себя практически родными, а посетители получают бесценные навыки, помогающие укрепить собственный домашний очаг. Беседа с детским психологом Ириной Владимировной Чайкой, работающей здесь с момента основания центра, еще больше усилила уверенность в этом, оставшуюся от первой встречи с основателем «Семьи» Евгенией Александровной Мостовой.

– Вот здесь у нас проводятся занятия с малышами, – Ирина открывает дверь в «желтую» комнату с ковриком-«лужайкой», показывая, какая она светлая и приветливая. – Сюда приводят ребятишек в возрасте от одного года. Однажды к нам на занятия принесли совсем маленького, девятимесячного карапузика. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками и консультации с родителями, беседы со школьниками, на которых они учатся принимать свои и чужие эмоции, эффективно общаться, развивать эмоциональный интеллект, – все это здесь. Мы специально оформили эту комнату в таких теплых и ярких цветах, очень нужных в условиях Севера.

«Солнечные» оттенки, действительно, подбадривают, а в следующей, «оранжевой», комнате атмосфера уюта кажется еще насыщеннее. Хотя дело, конечно же, не только в убранстве помещений – больше всего располагают улыбка и сердечность моей собеседницы.

Остановка невозможна

Профессию педагога-психолога Ирина получила в Мурманском государственном педагогическом университете (ныне гуманитарном), квалификацию педагога раннего развития – на курсах в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки. Были и другие курсы, практикумы, семинары – обучение практикующего психолога не прекращается никогда. Проводить развивающие занятия с малышами, оказывать психологическую помощь детям и родителям, консультировать молодежь и педагогов – на эти и многие другие занятия она каждый день с нетерпением спешит в свою «Семью». Ирине Чайке хочется осваивать все новые способы укрепления и «расцвета» детской психики. Сейчас, например, ее увлекает воздействие на малышей музыки – удивительного инструмента, который действует всегда и на всех, в том числе на детей с особенностями.

После окончания вуза выпускница пришла в детский сад № 5, который стал первым местом ее работы. Коллеги встретили психолога очень тепло, вспоминает Ирина Владимировна; их поддержка и замечательный опыт, полученный в «Антошке», много дали ей как специалисту. На методическом объединении психологов г. Полярные Зори состоялось знакомство Ирины с Евгенией Мостовой, в то время работавшей психологом в детском саду № 4.

На момент открытия центра «Семья» Ирина была психологом-педагогом с восьмилетним стажем, а став индивидуальным предпринимателем, получила финансовую помощь от центра занятости населения. На эти средства было приобретено много игровых пособий. Для молодого психолога они были словно кисти и краски для художника: ведь клиенты Ирины – малыши и дошкольники, и вся работа с ними ведется не иначе как через игру.

Развитие памяти, внимания, мышления, речи – на кроху влияет буквально все: чем играет ребенок, насколько разнообразна его игровая среда, подбор игрушек, эмоциональность взрослых и, конечно, ощущение безопасности. Все это играет важную роль в развитии малышей.

Ладушки-ладошки, или Кто в доме главный

Насколько многогранна личность маленького клиента, настолько многообразна и работа специалиста. С малышами от года до трех вместе с родителями Ирина Владимировна занимается два раза в неделю в группах раннего развития.

– Некоторые родители воспринимают раннее развитие как преждевременное, но на самом деле это возраст от 1 года до 3 лет называется ранним, – поясняет психолог. – Мы не бежим впереди паровоза, а помогаем малышу осваивать то, что ему уже может быть доступно. Занятия комплексные, то есть мы не сосредотачиваемся на какой-то отдельной задаче, скажем, на развитии интеллекта. Умственные упражнения чередуются с двигательной активностью: бросание мяча, бег, танцы, сюда же включаются элементы речевого развития – взрослые поют песенки-потешки, а дети подхватывают мотив и повторяют движения. Очень важны пальчиковые игры, такие популярные в нашем детстве, а сейчас незаслуженно позабытые в семьях: ладушки-ладошки, сорока-ворона и другие. Они очень хорошо стимулируют речевое развитие ребенка: не зря говорят, что мозг находится на кончиках пальцев. Тут же мы используем сыпучие материалы: макароны, камушки, ракушки, крупы... Многие малыши впервые знакомятся с пальчиковыми красками, клеем и фломастерами у нас в «Семье», так как родители нередко боятся разукрашенных стен по всей квартире. Мы приучаем малышей к творческим занятиям в специально отведенном месте, с соблюдением правил и последовательности. Сначала надеваем деткам фартук, садимся за стол, подстилаем клееночки, и можно творить. А после обязательно вытираем руки салфетками или моем и снимаем фартуки. Дети очень быстро к этому привыкают, и стены в нашем кабинете и в квартирах клиентов остаются невредимыми.

Приходя на занятия, мамы и папы узнают, чем еще можно заняться с ребенком дома. Если мы не даем детям то, в чем они нуждаются в соответствии со своим возрастом, они возьмут это сами. Например, если нет краски или песка, малыш за едой начнет размазывать по рукам и столу кашу.

Но купить ребенку краски и объяснить, что клеевым карандашом мажут бумагу, а не едят его, – это еще не все. Одна из наиболее важных задач специалиста – обучить родителей правильно взаимодействовать со своим чадом. Как пояснила Ирина, кроме нормы, есть еще гипо- и гиперопека. В наше время весьма распространен культ личности ребенка: малыш в семье главный, он решает, что делать. Это ошибочная позиция: так родитель перекладывает на дитя ответственность, которую должен нести сам. Если ребенку предоставляют выбор, он должен быть в тех рамках, которые соответствуют его возрасту. Простой пример: если мама хочет, чтобы сын надел колготки, она может предложить ему решить, какие взять – красные или зеленые. Это и есть правильное распределение ролей в семье. Другой пример. Случается, родители говорят: «Мы с ребенком друзья». Но друзья – это два человека на равных позициях, а родители и дети находятся на разных ступенях, и не все, что происходит в жизни родителей, нужно знать ребенку. Не стоит нагружать своими тревогами и переживаниями сына или дочь; для этого есть психологи, друзья, взрослые родственники. А родитель должен оставаться родителем.

Дарите детям... счастливых родителей!

Кроме младших ребят, Ирина Владимировна с другими специалистами «Семьи» работает и со школьниками, с подростками. Уже несколько лет она проводит программу «Мастерская общения», где младшие школьники в безопасной обстановке и под контролем психологов учатся общению. Евгения Мостовая и Ирина Чайка совместно ведут курс психологического сопровождения «Осознанное взросление».

– Какие наиболее частые проблемы встречаются у подростков?

– Например, сложности с принятием себя, своей внешности. В процессе самоопределения подросток старается понять, каким он хочет быть, на кого желает быть похожим. Здесь тоже очень важна позиция родителей: как они относятся к изменениям во внешности сына или дочери, позволяют ли экспериментировать с внешностью. От этого зависят самовосприятие человека и его отношение к себе не только сейчас, но и в дальнейшей взрослой жизни. Полезнее под контролем позволить выразить потребность, скажем, в зеленых волосах или «боевой раскраске», чем категорично запретить. Нужно искать компромиссы: вместо того, чтобы перекрасить всю голову, предложить «расцветить» челку; вместо наколки выбрать временное тату. Словом, нужно договариваться.

– Много ли случаев, когда работать нужно больше с родителем, чем с ребенком?

– Вообще, если у детей есть какие-то проблемы, начинать нужно именно с родителей. Бывает так, что взрослый подавил в себе что-то и теперь болезненно воспринимает проявление той же черты в ребенке, и это лишь один пример. Зачастую психологическая работа ведется параллельно – и с ребенком, и с родителем.

– Получается, вы как детский психолог должны быть и взрослым психологом?

– Конечно! Без этого наша работа не будет эффективной.

– Каким же должны быть отец или мама, чтобы ребенок в семье был счастлив?

– Прежде всего они сами должны стать счастливыми! В прошлом году у нас проводился тренинг «Счастливая мама», и его темой были родительские ресурсы. В наше время ценность ребенка сильно возросла по сравнению с прежними поколениями, появилась тенденция на развитие успешного человека, и это перегружает как родителей, так и детей. Истощение родительского ресурса – неизбежные проблемы у ребенка. Важно определить золотую середину, чтобы этого не происходило.

– А в чем радость вашей работы?

– Ощущение, что наша деятельность действительно делает мир лучше. Мы помогаем семьям стать счастливее – делимся с родителями теми знаниями, которые позволяют уменьшить количество конфликтов, спорных и травмирующих ситуаций, потому что профилактика всегда лучше коррекции. Правильное и уверенное поведение облегчает родительство, и тогда приходит осознание, что дети – это и в самом деле счастье!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

33